Оборудованные центры (зоны) для организации деятельности воспитанников от 0 до 3 лет

В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность. 

Единые требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского сада, – содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При этом среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка.

Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его развитие.

Взрослый ответственен за создание окружающей ребёнка предметной среды. Приоритетная модель среды в группах раннего возраста базируется на двух простых идеях. Первая: учреждение дошкольного образования – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития воспитанников необходимо специально-организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Прежде всего, учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенная двигательная активность и растущая познавательная деятельность. В зависимости от размеров комнаты расставляется мебель и оформляются уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.

Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:

  • разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
  • доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
  • эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
  • зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).

Самостоятельная игра ребёнка полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые подберут и расположат игрушки. Разнообразные игрушкиперсонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором посуды, гладильная доска с утюгом и многое другое – всё должно быть привлекательным, доставлять радость и удовольствие детям, формировать представление об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.  

Для удобства организации разнообразной деятельности детей пространство группы необходимо расположить по центрам. Можно выделить следующие игровые центры в группе раннего возраста: